User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
ПОТОМКИ ЗЯТЯ ЧИНГИСХАНА
В селе Енисей чтят традиции и обычаи всех народов и наций
Село Енисей — центральная усадьба Бурят-Янгутского муниципального образования. Здесь есть своя администрация, больница, 11-летняя школа, детский сад, Дом культуры. При школе даже существует интернат, где всю неделю живут ученики из близлежащих деревень. Жителям их село нравится: нравы здесь спокойные, земли жирные, плодородные. Население многонациональное, однако это не мешает все праздники отмечать дружно и весело. «Нам делить нечего, у нас все общее», — говорят селяне.
У фольклорного коллектива села Енисей пока еще нет своего названия.
Анна Федорова и Марьяна Петрова мечтают о сельском заготовительном пункте.
Живности в Бурят-Янгутах больше чем во всем районе.

Бурят-Янгуты — тиирэн

Несмотря на то что центральное село называется Енисей, многие называют его просто Бурят-Янгутами — по названию всего муниципального образования. — К нам относятся несколько деревень: Онгосор, Шотой, Моголюты. А здесь центральная усадьба, — говорит Анна Федорова, заместитель главы администрации. — Наши Бурят-Янгуты — большое селение, по-бурятски «тиирэн».

В Енисее проживает почти 1000 человек, здесь представлена вся бюджетная сфера, где работает в основном женская половина населения. Мужчины подрабатывают на лесоделянах. В муниципальном образовании имеется 10 пилорам. Есть и свои фермеры, занимающиеся разведением скота — коров и овец — и выращиванием кормов.

Когда-то большинство жителей работали в колхозе имени Кирова и леспромхозе, которые исчезли почти что в одно время. Сейчас многие предпочитают заниматься личным подсобным хозяйством. Даже самые неблагополучные семьи все равно держат коровенку, иначе нельзя — просто жить будет не на что. Земель для хозяйства хватает, многие используются как сенокосные.

— Земли у нас хорошие, только внимание им нужно. Не будешь за землей ухаживать, какой спрос будет? — отмечают селяне.

Легенда о происхождении янгутского рода

Енисейские старожилы рассказывают легенду о происхождении янгутского рода. Так, согласно преданию, потомки янгутского рода свою родословную возводят к мифическому Буха-Нойону. Историками доказано, что Буха-Нойон — реальное лицо, он был зятем Чингисхана, возглавлял тумен, т. е. командовал 10 000 вионов. От Янгута, являющегося представителем пятого поколения от Буха-Нойона, произошло название янгутского рода.

Предание гласит, что предки рода являются выходцами из Северной Монголии, перекочевавшие оттуда в Кудинские степи (Эхирит-Булагатский район). О том, как они переезжали, также гласит легенда. По одной из версий, предки янгутского рода однажды ехали на свадьбу по ту сторону реки Ангары в нукутские степи. На свадьбу ехала одна беременная женщина по имени Егтэ-Эмэ — хитрая, коварная.

По дороге около села Куда, расположенной неподалеку от Иркутска, она почувствовала приближение родов. Тогда решили оставить ее здесь, сделать для нее шалаш и поручить одному из спутников ухаживать за ней. В этом шалаше она родила сына, которому дали имя Енгууд — Егтэ-Эмэhээ гараhан Енгууд, что в переводе значит «янгут, родившийся от хитрой, коварной женщины».

Пеленать ребенка было нечем. Пришлось завернуть новорожденного в гриву гнедого коня и за неимением колыбели положить в большую деревянную поварешку. По-бурятски об этом было сказано следующим образом: «Хэер мориной дэлhэн дээрэ, хэлтыгэй шанагайн эрмэг дээрэ гараhан Енгууд» — «Янгут, родившийся на гриве гнедого коня и на краях кривой поварешки».

Впоследствии на том месте, где будто бы стоял шалаш, была выстроена церковь. До прихода советской власти потомки янгутского рода, проезжая через село Куда, совершали шаманский обряд брызганья у церкви в честь своего предка. В 1920 году церковь была разрушена, а в 1990-х годах примерно в тех местах подняли барисан, так как данная местность считается бурятами святой.

Одна из версий также говорит о том, что Янгут, будучи взрослым, сам переехал из Кудинских степей на нукутские земли. Его потомки в количестве 99 домохозяев сделали неудачное шаманское жертвоприношение небесным божествам. В результате гнева божеств число семей дошло до 9, и они разбрелись в разные стороны: одни остались в Нукутах, в Алари, некоторые переплыли через Ангару в Улейскую долину, другие ушли вниз в Селенгинскую, Тункинскую долины, кто-то остался в долине реки Осы, у подножия горы Хатан-Уула (Гора-царица).

Гора-царица не пускает женщин

По соседству с янгутским родом живут и представители моголютского рода. Легенда гласит, что в давно минувшее время при облавной охоте в местности Буг Хузуун потомки Янгута, братья Хухэней и Аадай, случайно наткнулись на семилетнего мальчика, который не знал своего имени. В ходе спора Хухэней предложил его убить, но Аадай настоял взять его с собой.

Повзрослев, Моголют отличался недюжинной силой, ловкостью и живостью, и янгутцы решили поселить его на границе с русскими поселениями, чтобы защищаться своевременно. Есть мнение, что мальчик Моголют случайно отстал от некоей женщины, бежавшей от жестокого мужа с Алтая.

Свои легенды имеют и некоторые местности Бурят-Янгутов, считающиеся святыми. Так, в урочище Шаманки рядом с Братским бугром, согласно преданию, в конце XVII века из-за разногласий охотничьих угодий, сенокосов произошло противостояние между жителями янгутского рода и соседних русских деревень — Марковки, Грязнушки, Чупровки. Одна из шаманок преклонного возраста, совершив шаманский обряд, уговорила всех не воевать из-за земли.

Другая местность — Гора-царица — священное место для поклонения богам ягутского и моголютского родов. Как рассказывают селяне, внешне она похожа на голову девушки с двумя толстыми косами в виде деревьев. С XVII века здесь совершается жертвоприношение в знак благодарности за добрую жизнь, с пожеланиями мира, богатства, здоровья и т. д. В этот день на гору разрешено подниматься только мужчинам.

Сметану варят в общем котле

Старинные обычаи и традиции жители Енисея чтят. В Доме культуры ставят театрализованные представления по некоторым из них. По словам Любови Мантыковой, директора Дома культуры, недавно их фольклорный коллектив принимал участие в конкурсе «Веков связующая нить», где они продемонстрировали старинный обряд «Наказание бездетного».

— Это представление состояло из двух частей. В первой мы показали, как сидят мать с отцом и горюют, что у их единственного сына, женившегося три года назад, нет детей. На семейном совете они приняли решение созвать бабушек и покапать. Пришли семь бабушек — а это очень большая сила. Они его бьют, капают белую пищу в огонь и говорят благопожелания, — рассказывает Любовь Петровна. — Во втором действии события такие: через год у парня рождается ребенок, и родные снова приглашают бабушек в гости. Те приходят с подарками, говорят благопожелания, угощаются. Благодарят Бога, что он услышал их молитвы. Все праздники здесь отмечают традиционно. Особый — Зоохэй наадан.

В этот день жители собирают сметану с каждого двора, варят ее в одном котле, угощают всех, танцуют ехор, поют народные песни. Его торжество приходится на Троицу.

— Мы отмечаем все праздники: и бурятские, и русские — все дружно. У нас многонациональное село. Здесь живут буряты, русские, чуваши, татары, литовцы, башкиры, белорусы, украинцы и многие другие, — говорит заместитель главы администрации.

В школе ждут четырехлетних малышей

В местной школе обучается 188 учащихся. По сравнению с прошлыми годами это число невелико. Школа рассчитана на 420 мест, самое большое количество учеников было в далекие 50-е годы — 400 человек. По словам Надежды Ильиной, директора школы, в последнее время здесь, как и во многих других школах, идет сокращение учеников. Однако уже сейчас подрастает новое поколение, и в большом количестве.

— Сейчас у нас много четырехлетних. Мы ждем не дождемся, когда они придут учиться, — смеется Надежда Доржиевна.

В прошлом году школа отметила свое 110-летие: школьники приготовили праздничный концерт, собрались выпускники, приехали гости из Улан-Удэ, Иркутска, Усть-Орды.

При школе работает интернат, где живут 20 учеников из соседних деревень. В одноэтажном здании несколько комнат для мальчишек и девчонок, доносится веселый гул подростков.

— Нам здесь нравится, живем с 5-го класса. С утра на занятиях, после обеда ходим в спортивные секции. У нас есть ночные няни, воспитатели. Только в клуб не отпускают, можно только одиннадцатиклассникам, — вздыхают Наташа, Аня и Катя. — С мальчишками, бывает, ругаемся, но это так всегда. По словам Надежды Ильиной, самая большая проблема в школе — это финансирование. В том же интернате не хватает мебели, кроватей. Все осталось еще с коммунистических времен, а для приобретения новой мебели денег у школы нет.

Рождаемость превышает смертность

Как отметили в местной администрации, проблемы есть всегда. Вопрос в том, как их решить.

— К примеру, у нас мясо принимают перекупщики из города и района за низкую цену. Молоко хотелось бы тоже продавать подороже, — говорит Марьяна Петрова, главный финансист администрации. — Раньше у нас был государственный заготовительный пункт, а сейчас нет. Но надеемся, что он все же появится.

Жалуются селяне и на вечную проблему всей России — разбитые, ухабистые дороги. Однако, несмотря на это, есть здесь и свои положительные моменты. Так, к примеру, в селе нет проблем с электричеством и водой, в каждом дворе есть своя колонка.

В Енисее много молодежи, рождаемость здесь превышает смертность. Дети появляются стабильно. Резкого скачка, который наметился во многих других населенных пунктах в этом году, не было. Некоторые семьи решились и на рождение третьего ребенка — а это значит, что число многодетных семей также увеличится.

Лидия Гергесова, «СМ Номер один». Фото автора